Журналист: И все же, разве не принято считать почетным самоотверженный труд, борьбу и венчающий их «успех в жизни»?
Шрила Прабхупада: Бхагавад-гита характеризует карми, тех, кто трудится ради наслаждения плодами своего труда, словом мудхи, ослы. Почему их сравнивают с ослами? Потому что осел надрывается целый день, таская на спине грузы, а хозяин дает ему за это лишь небольшой пучок травы. Он стоит у дверей прачечной и жует траву, пока прачка снова не нагрузит его. Ему не хватает разума, чтобы подумать: Если я уйду из прачечной, я найду траву везде. Зачем я таскаю эти тяжести?
Журналист: Это напоминает некоторых моих знакомых.
Шрила Прабхупада: Это типичный карми. Он очень занят в своем офисе, и, если вы захотите с ним увидеться, он ответит: Я страшно занят. И каков же результат этой вашей занятости? Он съедает два бутерброда и выпивает чашку чая. И ради этого вы так заняты? Он не знает, чего ради он так занят. В бухгалтерских книгах он обнаруживает, что на его счету был один миллион долларов, а теперь два миллиона. Его это порадует, но он будет съедать все те же два бутерброда с чашкой чая на обед и продолжать трудиться не покладая рук. В этом смысл слова карми. Ослы – они работают, как ослы, без какой-либо цели в жизни.
Но ведическая цивилизация не такова. Обвинение несправедливо – люди ведической цивилизации совсем не ленивы. Они очень заняты, трудясь ради более высокой цели. Махараджа Прахлада подчеркивает, что эта деятельность так важна, что ее следует начинать с самого раннего детства. Каумара ачарет праджнах – нельзя терять ни секунды. Такова ведическая цивилизация. Ослы видят: Эти люди не работают, как я – как собаки и ослы – и потому они полагают, что мы уходим от жизни. Да, мы уходим от вашей бесплодной деятельности. Ведическая цивилизация предназначена для самоосознания.
Наука самоосознания, Интервью «Бхаван Джорнэл», август 1976 года.
И все же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
Ткущие ткани, пекущие хлеб,
Кто-то бессовестно вас обокрал.
Не только ваш труд, любовь, досуг
Украли пытливость открытых глаз,
Набором истин кормя из рук,
Уменье мыслить украли у вас.
На каждый вопрос вручили ответ.
Все видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
Ваши безропотные мозги.
Вручили ответ на каждый вопрос…
Одетых серенько и пестро,
Утром и вечером, как пылесос,
Вас засасывает метро.
Вот вы идете густой икрой,
Все, как один, на один покрой,
Люди, умеющие обувать,
Люди, умеющие добывать.
А вот идут за рядом ряд
Ать-ать-ать-ать,
Пока еще только на парад,
Люди, умеющие убивать…
Но вот однажды, средь мелких дел,
Тебе дающих подножный корм,
Решил ты вырваться за предел
Осточертевших квадратных форм.
Ты взбунтовался. Кричишь – Крадут!
Ты не желаешь себя отдать.
И тут сначала к тебе придут
Люди, умеющие убеждать.
Будут значительны их слова,
Будут возвышенны и добры.
Они докажут, как дважды два,
Что нельзя выходить из игры.
И ты раскаешься, бедный брат.
Заблудший брат, ты будешь прощен.
Под песнопения в свой квадрат
Ты будешь бережно возвращен.
А если упорствовать станешь ты
Не дамся! Прежнему не бывать!
Неслышно явятся из темноты
Люди, умеющие убивать.
Ты будешь, как хину, глотать тоску,
И на квадраты, словно во сне,
Будет расчерчен синий лоскут
Черной решеткой в твоем окне.