Ядава дас: Да, очевидно, что принятие отречения – это не шутка. Это очень серьезный и ответственный шаг в жизни. Лишь недостойный, неквалифицированный гуру превращает это во что-то обыденное. Такая практика получила распространение лишь с недавнего времени, и неизвестно, к чему все это приведет.
Ананта дас: Совершенно верно. Господь Шри Чайтанья Махапрабху сурово наказал Чхота Харидаса за казалось бы незначительный проступок именно с целью защитить святость и чистоту отреченного уклада. Все последователи Чайтаньи Махапрабху должны помнить историю наказания Чхоты Харидаса.
Ядава дас: Стоит ли человеку, принявшему отречение, строить храм и начинать поклонение Божеству?
Ананта дас: Нет. Человек, принявший отречение, должен жить на подаяние, которое он собирает ежедневно, ходя от двери к двери. Ему не стоит заниматься строительством храма, монастыря или начинать какое-либо дело. Ему надлежит поселиться или в уединенной хижине, или в храме, который содержит бхакта домохозяин. Он должен избегать всего, что связано с деньгами. Ведя чистый образ жизни, он сможет постоянно повторять святые имена Кришны, избегая всех видов оскорблений.
Ядава дас: Что ты думаешь о людях, которые, приняв посвящение, строят храм и живут в нем, подобно домохозяевам?
Ананта дас: Имя такого человека – вантаси, «тот кто ест собственную рвоту». Его следует считать таковым, поскольку он вновь принимает то, что когда-то отвергнул.
Ядава дас: Разве он не вайшнав?
Ананта дас: Такой человек стал материалистом, ибо он нарушил предписания шастр и правила поведения вайшнава. Какое благо можно обрести в общении с ним? Он оставил чистое преданное служение и ведет жизнь лицемера притворщика. Можно ли такого человека считать вайшнавом?
Ядава дас: Это мне не совсем понятно. Я считал, что пока человек повторяет святые имена Хари, его следует считать вайшнавом.
Ананта дас: Харинам, воспевание святого имени и нама-апарадха, оскорбительное повторение святых имен – две разные вещи. Если человек намеренно совершает грехи, полагаясь на очистительную силу воспевания, такое настроение неприемлемо и оскорбительно по отношению к святому имени. Преданному, стремящемуся к шуддха бхакти, следует оставить подобные оскорбления.
Ядава дас: Не следовало бы называть подобный образ жизни «семейной жизнью», посвященной Господу Кришне?
Ананта дас: Ни в коем случае. Жизнь домохозяина, посвященная служению Кришне, должна быть полностью свободна от лицемерия и обмана. Главное качество домохозяина – это честность и искренность. Оскорбления святого имени не могут быть основой для жизни вайшнава домохозяина.
Ядава дас: Тогда, я предполагаю, такой человек должен считаться стоящим в более низком положении, чем грихастха бхакта.
Ананта дас: Поскольку он не является преданным, нет вопроса о том, что бы сравнивать его с кем-то из других преданных.
Ядава дас: Как же его можно исправить?
Ананта дас: Когда он оставит свои оскорбления и, испытывая глубокое раскаяние, будет непрерывно, со слезами на глазах, повторять святые имена Господа, его можно будет причислить к числу преданных.
Ядава дас: О почтенный бабаджи, как я это понимаю, преданному домохозяину надлежит жить строго в соответствии с принципами варнашрама дхармы. Разве грихастха, не способный следовать предписаниям варнашрамы не будет лишен права носить имя вайшнава?
Ананта дас воскликнул: О, Вайшнава дхарма очень либеральна и великодушна! Все дживы имеют право следовать ее возвышенным принципам, и поэтому она известна как джайва-дхарма (религия всех живых существ). Даже низкорожденные неприкасаемые, находящиеся за границами варнашрамы, могут принять вайшнава дхарму и жить подобно грихастхам. При этом следование принципам варнашрамы не будет для них обязательным условием. Более того, даже те, кто приняли санньясу в рамках варнашрамы, но позже нарушили правила поведения в этом отреченном укладе жизни, могут в конце концов обрести чистое преданное служение благодаря общению с преданными. Такие преданные также могут стать домохозяевами, и принципы варнашрамы не будут распространяться на них.
Есть и другие, кто оставили принципы варнашрамы в результате своих грехов, однако даже они, как и их дети, могут принять прибежище чистого преданного служения, совершаемого в обществе преданных. Их также следует считать грихастха бхактами, находящимися за границами варнашрамы. В силу вышесказанного, можно выделить два типа преданных-домохозяев: те, кто следует принципам варнашрамы, и те, кто находятся за ее рамками.
Ядава дас: Кто из этих двоих выше?
Ананта дас: Выше тот, у кого больше преданности Господу. Если оба они лишены бхакти, тогда, рассматривая их с мирской точки зрения (вьявахарика), грихастха, следующий принципам варнашрамы, выше, поскольку он следует религиозным предписаниям шастр, и потому более благочестив, чем тот грихастха, который не следует никаким принципам религии, находясь за границами варнашрамы. Однако рассматривая их положение с трансцендентной точки зрения (парамартхика), оба они должны быть признаны падшими, поскольку лишены преданности Господу.
Шрила Бхактивинода Тхакур, Джайва дхарма – 1 том, 2 том.