Шрила Прабхупада — Лекция в День явления Шримати Радхарани, Лондон 1973.09.05

Лекция, прочитанная Шрилой Прабхупадой в День явления Шримати Радхарани в Лондоне 5 сентября 1973 года.

Есть четыре ступени духовной жизни — брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяса. Для брахмачари предписано совершение Ягьи, что означает удовлетворение Верховной личности Бога — это начало жизни, период ученичества. Брахмачари учатся рано вставать, совершать огненное жертвоприношение, изучать Веды, проводить санкиртану. Что касается грихастхи, то ему предписано совершать Дану — благотворительность. Он должен быть готов давать пожертвования брахмачари и саньяси, но не ванапрастхам.

Брахмачари принимает пожертвование от имени и для духовного учителя, а саньяси принимает необходимую милостыню только для собственного поддержания. Грихастаха не имеет права собирать пожертвования, однако грихастха-брахман может принимать пожертвования, но он не должен накапливать деньги — все излишки от того, что он получил, он обязан пожертвовать. Дана пратиграха — пратиграха означает принимать, однако все излишки он обязан раздать — только в этом случае такой грихастха-брахман может получать пожертвования.

Есть бенгальская поговорка — даже, если брахман получит 1 лакх рупий (100 000 рупий), то он все равно останется нищим, поскольку не будет хранить их у себя, а раздаст, как пожертвование.

Что касается ванапрастхи и саньяси, то им предписывается совершение Тапасьи — добровольного подвижничества. Сейчас мы стараемся избежать материальных неудобств, такова материальная жизнь, но духовная жизнь подразумевает аскезу, которая сопряжена со всевозможными неудобствами. Веды рекомендуют не отказываться от Ягьи, Даны и Тапы — это необходимо выполнять, мы просто обязаны это делать.

Те саньяси-майавади, которые действительно строго следуют садхане, живут на скромные пожертвования, все свое время отдавая изучению Веданты. Однако, несмотря на эти аскезы, они не одобряют поклонение трансцендентному Божеству — Верховной Личности Бога, полагая, что каждый из них является Нарайаной. Поэтому философы майавади, обращаясь друг к другу, произносят Намо Нарайана.

Опираясь на этот принцип Намо Нарайана, Вивекананда Свами придумал новый титул «Даридра Найана» или «Нищий Нарайана». Таким образом для них Нарайана превратился в какую-то дешевую вещь, так как каждый из них «стал» Нарайаной — Богом. В настоящее время один из них — Гуруджи — лежит в больнице. У них нет стыда и понимания того, что Бог не может страдать в больнице, так как в этом случае это не Бог. Эти негодяи будут называть себя Богом и всегда найдется кучка глупцов, которые поверят им.

Мы не принимает такого Бога. Наш Бог, наш Нарайана — настоящий. Его нельзя сравнить даже с Господом Брахмой или Шивой, не говоря уже об этих мошенниках. Вершина познания майавади состоит в том, чтобы осознать безличность Абсолютной Истины, а на пути к слиянию с Абсолютом они могут воображать себе любую форму Божества.

Высшее проявление Абсолютной Истины — Бхагаван Шри Кришна. Абсолютную Истину постигают в трех аспектах — безличный Брахман, локализованная Параматма и Верховная личность Бога — Бхагаван. У Кришны триллионы экспансий — Он пребывает не только в сердце каждого живого существа, но и в каждом атоме всех Вселенных. Таков настоящий Бог, не судите о Кришне с материальных позиций — несмотря на то, что из Него исходит множество разных экспансий, Он остается тем же самым Кришной — Изначальным полным целым.

Если вы не совершаете Ягью, Дану и Тапу, то вы не сможете понять эту философию — это не возможно. Однако в Кали югу невозможно совершать настоящие ведические ягьи, поэтому Кришна облегчил нам духовный путь, дав Санкиртана ягью — совместное воспевание святых имен.

Когда Кришна явился в семье Нанды Махараджа, то в связи с Его рождением были проведены соответствующие обряды (самскары) и составлен гороскоп, согласно которому Ему выбрали Имя. Когда проводили Джата-карму самскару, то Гаргамуни, священник, ученый-астролог, сказал Нанда Махараджу — Твой сын прежде уже приходил в формах трех цветов — белого, красного, желтого, а сейчас Он пришел в облике темного цвета.

Также, как и явление Шри Кришны, приход Шри Чайтаньи Махапрабху описан во множестве шастр и поэтому мы признаем Его Верховной Личностью Бога — аватарой века Кали. Ягьи, о которых говорится в Ведах, не приемлемы в эпоху Кали, поскольку люди сейчас несчастны, неудачливы и очень обеспокоены. Как в таком состоянии они могут совершать ведические ягьи? Это невозможно. Поэтому в эту эпоху нам дана Санкиртана ягья.

Шримати Радхарани — не обычное живое существо, Она хладини-шакти — энергия наслаждения Кришны и сегодня День Ее явления. Наше движение — Самсидхи Харитошана — в Бхагавад гите говорится, что смысл всех текстов — это поиск Кришны и Его удовлетворение. Возможно, я не предан Кришне и даже последний негодяй, но если я попытаюсь обратится к Кришне через Радхарани, то мне гарантирован успех. Вложите цветок, предназначенный для Кришны, в руку Радхарани — такова наша философия, мы служим Кришне через Радхарани, обращаясь к ней — Дорогая Радхарани, Кришна твой, поэтому будь милостива, замолви за меня словечко перед Кришной.