Шрила Прабхупада, Лекция, Шримад Бхагаватам 1.2.10

Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности. (ШБ 1.2.10)

Лекция Шрилы Прабхупады по Шримад Бхагаватам

Мы поклоняемся Кришне, а Он, в свою очередь, любит Шримати Радхарани. Само имя Кришна означает Всепривлекающий — вы можете привлекать других своей любовью и ничем другим. Я читал книгу, которая называется «Евангелие эпохи Водолея» и там говорится, что слово Христос происходит от греческого слова Криста, которое означает помазанник или возлюбленный. Я считаю, что слово Христос это апабхрамша (apabhramsa *) слова Криста. В Индии до сих пор, если кого-то зовут Кришна, то мы называем его Кришта или Кешта. Моего младшего брата звали Кришна, но в кругу семьи мы называли его Кешта — это в порядке вещей.

Кришна всегда вместе с Радхарани, поэтому мы поклоняемся Радха-Кришне, Лакшми-Нарайане, Сита-Раме — этим Божествам поклоняются вайшнавы. Мы не поклоняемся Богу в одиночестве — мы хотим видеть Бога вместе с его энергией — такова ведическая традиция.

Абсолютная Истина не обязана ничего делать, поскольку ее энергии в совершенстве осуществляют все необходимое, подобно влиятельному человеку, всю работу которого делают секретари и помощники, а он лишь ставит подписи на документах. Благодаря Солнцу все живое во Вселенной получает тепло и свет, а планеты вращаются по своим орбитам — энергии Солнца действуют превосходно — для всего этого необходим первоклассный разум и по-другому это не объяснить. В Бхагавад Гите утверждается, что «материальная природа действует под контролем Бога», однако руководство Бога настолько совершенно, что нам кажется, что все происходит автоматически.

Откуда берется любовь? Изначально любовь заключена в Кришне, а в мире материи она лишь искаженно отражается. Ятра три-сарга амриша — этот мир лишь искаженное отражение мира духовного, поэтому в Шримад Бхагаватам говорится, что мир материи — это иллюзия, подобная миражу воды в пустыне. В пустыне нет воды — вода, которую вы видите там — это отражение настоящей воды. Подобным образом в мире материи мы видим лишь отражение любви, а настоящей любви здесь нет.

Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы научить людей тому, как не соблазняться иллюзией любви или чем-либо другим в мире материи. Есть только одна реальность — сатьям парам дхимахи — попытайтесь прийти к этой реальности, не попадайтесь в сети иллюзии — такова цель сознания Кришны. Олень бежит, увидев мираж воды в пустыне, но вода отдаляется все дальше и дальше и бедное животное погибает от жажды. Разумный человек не идет за миражами этого мира, он понимает, что раз существует мираж, значит где-то есть настоящая вода, но она находится за пределами мира материи.

Мы — крошечные частички Кришны и мы не понимаем многих вещей, например, как функционирует наше тело, например, мы принимаем пищу, которая без наших усилий определенным образом усваивается. Поэтому наша задача — задавать вопросы об Абсолютной Истине, о Природе, о взаимоотношениях с Богом. Дживасья таттва джигьяса — люди должны спрашивать об этом у того, кто выше их, у того, кто таттва-дарши — действительно видит Истину.

Как Параматма или Сверхдуша в сердце каждого, Кришна готов помогать каждому из нас, при условии нашей надлежащей чистоты, нашей готовности следовать его советам и наставлениям. Мы должны посвятить себя преданному служению Богу, которое одно способно очистить наши чувства и тогда мы станем способны видеть Бога, говорить с Богом, служить Богу — это бхакти. Сарвопадхи винирмуктам — все принадлежит Кришне и должно быть использовано в служении Ему.


*Это термин, используемый для обозначения языков, на которых говорили в Северной Индии до появления современных языков. Апабхрамша на санскрите буквально означает «испорченный» или «неграмматический язык», то есть то, что отклоняется от нормы санскритской грамматики. (Википедия)