Шрила Прабхупада — Лекция в День ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, Лос-Анджелес 1973.12.13

Лекция Шрилы Прабхупады в День ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, данная им в Лос-Анджелесе 13 декабря 1973 года.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур покинул этот мир 31 декабря 1936 года. Прошло почти 40 лет. Существует две фазы — праката и апраката — явление и уход. Когда уходит Кришна, Его преданный или обычный человек, то у нас нет повода для скорби. Никто не умирает, поскольку каждое живое существо так же вечно, как вечен сам Кришна — Нитьйо нитьянам четанаш четананам. Качественно и живое существо и Кришна не отличны, тогда в чем же разница между Единственным нитьей и множественными нитья? Отличие в том, что по своей духовной природе множественные нитьи являются слугами Единственного нитьи.

С материальной точки зрения, если у вас рождается сын, то вас переполняет счастье, но когда тот же сын умирает, вы очень печалитесь, однако с духовной точки зрения явление и уход тождественны. Поэтому, хотя сегодня день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, нам незачем скорбеть. Да, мы чувствуем разлуку с ним, но с духовной точки зрения между Его уходом и явлением нет разницы. У Нароттама даса Тхакура есть песня «каруна прачура» — она выражает нашу скорбь.

Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что по всему миру, во всех городах и деревнях будут знать о Его Имени. Он просил всех, кто родился на земле Бхарата варши (Индия), сначала обрести совершенство самому и затем проповедовать это послание. Такова Его миссия и такую попытку предприняли Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Бхактивинода Тхакур.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просил каждого ученика, в особенности тех, кто обладал квалификацией, взять на себя миссию проповеди послания Шри Чайтаньи жителям Запада.

В то время, когда я встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати, я был националистом. Я работал менеджером на большом химическом предприятии, мне было тогда около 24 лет. Один из моих друзей позвал меня на эту встречу, он сказал — Есть один хороший садху, давай сходим к нему! Я не хотел, я подумал, что уже видел множество садху и это был не очень хороший опыт. Я сказал — Эти садху, их так много, ничего нового я не увижу.

Вы будете рады узнать, что когда я был молодым, то среди своих ровесников и друзей считался лидером. Когда я учился в школе, колледже, то это качество, так или иначе, проявлялось. Однажды, один астролог, читая по моей руке, сказал «Кукум чалена», что означает — Твоя воля всегда будет исполнена. Так или иначе, это была милость Кришны — замысел моих друзей был в том, что я должен был одобрить Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура в их глазах, так как иначе они бы не признали его.

Мой друг буквально притащил меня туда и не успели мы принести поклоны, как Бхактисиддханта Сарасвати сразу обратился к нам — Вы все образованные молодые люди, почему бы вам не принять миссию Шри Чайтаньи Махапрабху и не проповедовать ее англо-говорящей публике. Будучи националистом, я начал спорить с ним, я сказал — Кто будет слушать нас? Мы зависимая нация и поэтому никто не прислушается к нашим словам. Таким я был в молодые годы.

У нас состоялся разговор, во время которого Бхактисиддханта Сарасвати разбил мои аргументы, затем нам предложили прасад. Когда мы вышли я сказал моему другу — Миссия Шри Чайтаньи Махапрабху в надежных руках и сейчас она будет распространятся. Тогда я был глупцом, но тем не менее пришел к такому выводу — Я принял его своим Духовным Учителем, не официально, но в своем сердце. Это произошло в 1922 году.

Затем в 1923 году я уехал из Калькутты и обосновался в Аллахабаде, который находится в 800 км от Калькутты. Я понимал, что встретил очень хорошего святого и в 1928 году на Кумбхамеле, когда представители Гаудия матха приехали в Аллахабад, чтобы открыть свой центр, им сказали — Идите в Прайаг Фармаси (так называлась моя аптека), поговорите а Абхаем прабху, он религиозный человек и поможет вам.

Они пришли ко мне и я был рад нашей встрече и таким образом, постепенно, я связал свою жизнь с деятельностью Гаудия матха, а затем, по милости Кришны, дела, связанные с моим фармацевтическим бизнесом, пошли все хуже и хуже. Кришна говорит, что если кто-то хочет быть настоящим преданным Кришны, но в то же время, держится за свои материальные привязанности, то Кришна отнимает у него все материальное, чтобы преданный целиком и полностью положился на Него.

Так это произошло в моей жизни — я был вынужден присоединиться к этому движению. Затем мне несколько раз снился сон — Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур призывал меня — Пожалуйста, идем со мной. Иногда это меня сильно пугало — Неужели я должен отказаться от своей семейной жизни? Мне нужно принять санньясу? Я был в ужасе! Однако Бхактисиддханта Сарасвати несколько раз приходил ко мне и я был вынужден расстаться с семьей и покончить со своим бизнесом для миссии проповеди.

Это знаменательный день. Я предпринимаю скромные попытки и вы все помогаете мне в этом, поэтому я благодарю вас — вы представители моего Гуру Махараджа, поскольку помогаете мне исполнить его наказ. Спасибо вам большое.

Шрила Прабхупада входит в храмовую комнату из своих покоев для предложения арати Шриле Бхактисиддханте
Нанданандана дас вспоминает: Это фото сделано в день ухода Шрилы Бхактисиддханты 13 декабря 1973 года. Шрила Прабхупада входит в храмовую комнату из своих покоев для предложения арати Шриле Бхактисиддханте в Нью-Дварке. Нара Нараян Дас тогда построил вторую вьясасану из ящиков для молока. В тот день Шрила Прабхупада прочитал очень трогательную лекцию, в конце которой заплакал.