Шрила Прабхупада, Лекция, Бхагавад Гита 2.26-27

Но даже если ты думаешь, что душа [или признаки жизни] постоянно рождается и навеки умирает, у тебя все равно нет причин для скорби, о могучерукий Арджуна. Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби. (БГ 2.26-27)

Здесь Кришна представляет современную научную точку зрения — души не существует, а жизнь возникла из материи благодаря смешению химических веществ. Большинство буддистских философов также не верит в существование души, их конечная цель — нирвана, прекращение материального существования, как соединения материальных элементов. Почему люди ходят в церковь? Потому что они хотят избавиться от страданий. Они не знают, что полное избавление от страданий произойдет тогда, когда мы вернемся домой к Богу — такова наша философия.

Но даже, если ты считаешь что души не существует, а жизнь — это комбинация материальных элементов, то все равно у тебя нет причин для скорби. Зачем ты скорбишь о горстке химических элементов? Почему ты ради материальных элементов хочешь уклониться от выполнения долга?

Если вы понимаете Душу, то можете понять Бога и наоборот, однако агностики не верят ни в Душу ни в Бога. Кришна использует это утверждение, чтобы вдохновить Арджуну на исполнение долга. Это философия Кармавады — если вы прилежно исполняете свои обязанности, то результаты придут к вам. Зачем вам тогда поклоняться Кришне?

В 1956 году один почтмейстер из Ария Самаджа говорил со мной о газете «Обратно к Богу» и он задал мне этот же вопрос. Если мы следуем благочестивому пути, то зачем тогда нам поклоняться Богу? Это точка зрения этих моралистов, их стремление избежать Бога. Мой ответ был таков — Если человек не сознает Бога, то он не может быть моральным и нравственным. Не сознавая Бога, вы не способны установить и поддерживать стандарт нравственности. Должен быть общий для всех закон, а кто, как не Источник и Владыка всего сущего должен быть признан источником такого закона.

Кришна может съесть все что угодно, однако он просит предложить Ему именно овощи, листья, злаки, молоко, цветы, воду. Мы должны следовать наставлениям Кришны — в этом заключается высшая нравственность. Шайка разбойников украла деньги, но между собой они рассуждают о честном дележе добычи — по таким принципам морали живет современный мир.

Также можно вспомнить поведение величайшего вайшнава Прахлада Махараджа. Господь Нарасимха разорвал его отца, однако Прахлада не только не препятствовал этому, но и надел гирлянду из цветов на шею его убийцы. О какой мирской морали здесь идет речь? Или, например, гопи. У них были мужья, братья, отцы, однако, когда Кришна ночью заиграл на флейте они бросились на встречу с ним, бросив даже своих детей. С материальной точки зрения это безнравственно, но с духовной точки зрения их поведение пример высочайшей нравственности и морали. Для вайшнавов нравственно то, что доставляет удовольствие Кришне и Гуру.

Если вы следуете принципам нравственности и морали, но не пробуждаете в себе сознание Кришны, то это бесполезная трата времени. Нет необходимости следовать карма-ваде, боддха-ваде и т.д. — мы признаем только Кришна ваду, такова наша этика!