Практика — критерий преданности Истине

Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным. (Шримад Бхагаватам 1.2.6)

Лекция Шрилы Прабхупады по Шримад Бхагаватам

Шрила Прабхупада часто предостерегал своих учеников и последователей от того, чтобы те становились «профессиональными чтецами» Шримад Бхагаватам. Об этом Шрила Прабхупада упоминал в своих комментариях к Шримад Бхагаватам, Чайтанье Чаритамрите, а также в лекциях и беседах. «Профессиональными чтецами» Шрила Прабхупада называл как тех, кто сознательно или нет искажает смысл текстов писаний, так и тех, чей мотив чтения трансцендентных писаний не лишен корысти, тех, кто в результате такого чтения хочет получить деньги, славу, положение, власть и т.п.

Эти наставления относятся не только к Шримад Бхагаватам, но ко всем книгам Шрилы Прабхупады, а также книгам Его учеников и последователей, если они претендуют на духовное возвышение читателей. Шримад Бхагаватам используется в качестве примера, поскольку в Индии существует традиция Бхагавата-саптахи, когда, подобно Махарадже Парикшиту, люди собираются и в течении семи дней слушают Шримад Бхагаватам.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что современный «профессиональный чтец» может один раз прочесть произведение, сохранив результат в виде аудио, видео или файла другого формата, а затем продавать этот файл неограниченно долго, предоставляя другим возможность скачать его при оплате определенной суммы. Таким образом, если в доцифровую эпоху «профессиональный чтец» делал свое дело один раз и достаточно ограниченному числу слушающих, после чего получал вознаграждение, то сейчас, благодаря возможностям интернета, результат «тиражируется» в неограниченное количество копий и продается неограниченно долго неограниченному количеству лиц.

Кто-то может возразить, что каким-бы дешевым, в отличии от бумажного носителя, не был процесс производства цифрового контента, он все равно требует определенных денег, к тому же те, кто тратит свое время на его создание, должны как-то поддерживать себя и свои семьи. Ответ на это прост и он размещен в конце этого поста, а сейчас, пожалуйста, ознакомьтесь с мнением Шрилы Прабхупады по данному вопросу.


Если ты хочешь понять Шримад-Бхагаватам — сказал он, — то обратись к осознавшему себя вайшнаву и слушай, как он объясняет Бхагаватам. Ты сможешь делать это, если изберешь своим единственным прибежищем лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. (Шри Чайтанья Чаритамрита, Антйа-лила 5.131)

Здесь Сварупа Дамодара Госвами советует бенгальскому поэту слушать Шримад-Бхагаватам в изложении чистого вайшнава и учиться у него. В наше время в Индии появилось много профессиональных чтецов Бхагаватам, которые зарабатывают себе на жизнь тем, что ездят по деревням и городам, читают Бхагаватам и собирают дакшину (плату) в форме денег или вещей, таких как зонты, одежда и фрукты. Появилась целая система зарабатывания денег на чтении Бхагаватам — так называемая бхагавата-саптаха, пересказ Бхагаватам, который длится в течение одной недели, хотя в самом Шримад-Бхагаватам об этом нигде не упоминается. В Шримад-Бхагаватам нигде не сказано, что эту книгу следует слушать в течение недели от профессиональных чтецов. Напротив, Шримад-Бхагаватам (1.2.17) гласит: «шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах» — Шримад-Бхагаватам следует слушать ежедневно и в изложении осознавшего себя вайшнава. Благодаря этому человек обретает благочестие — «хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам». (Шри Чайтанья Чаритамрита, Антйа-лила 5.131 комментарий Шрилы Прабхупады)


Наслаждаться постижением смысла Шримад-Бхагаватам следует исключительно в обществе чистых преданных. Необходимо общаться с преданными, которые более опытны, чем мы сами, и которые испытывают к Господу привязанность, подобную нашей. (Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхйа-лила 22.131)

Слова «саджатийашайе снигдхе садхау сангах̣ свато варе» очень важны. Человеку не следует общаться с профессиональными чтецами Бхагаватам. Профессиональный чтец Бхагаватам — это тот, кто не принадлежит к ученической преемственности, или тот, у кого нет вкуса к бхакти-йоге. Хорошо зная грамматику и ораторское искусство, профессиональные чтецы декламируют Шримад-Бхагаватам для того, чтобы поддерживать свое существование и удовлетворять свое желание наслаждаться. Следует избегать также тех, кто враждебно настроен по отношению к Господу Вишну и Его преданным, тех, кто принадлежит к школе майявады, тех, кто поносит метод повторения мантры Харе Кришна, тех, кто просто рядится в одежды вайшнава (так называемых госвами), тех, кто продает ведические мантры, и тех, кто устроил бизнес из декламации Шримад-Бхагаватам, чтобы обеспечивать семью. Ни в коем случае не следует пытаться понять Шримад-Бхагаватам, слушая таких материалистичных людей. Веды предупреждают: йасйа деве пара бхактих̣. Шримад-Бхагаватам имеют право декламировать только те, кто обладает непоколебимой верой в лотосные стопы Кришны и Его преданного, духовного учителя. Правильное понимание Шримад-Бхагаватам может дать только духовный учитель. Ведическое наставление гласит: «бхактйа бхагаватам грахйам на буддхйа на ча т̣икайа». Понять Шримад-Бхагаватам можно в процессе преданного служения, слушая, как эту книгу объясняет чистый преданный. Таково наставление Вед — и шрути, и смрити. Те, кто не принадлежит к цепи ученической преемственности и не является чистым преданным, не имеют доступа к подлинному мистическому смыслу Шримад-Бхагаватам и Шримад Бхагавад-гиты. (Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхйа-лила 22.131 комментарий Шрилы Прабхупады)

Шрила Прабхупада определенно и недвусмысленно говорит о людях, которые «устраивают бизнес из декламации Шримад Бхагаватам для обеспечения семьи», как о тех, кого «следует избегать». Это дисквалификация из высшей лиги Махатм — тех, кому позволено передавать послание Кришны другим. Те, кто заинтересован в духовном продвижении не должны слушать таких людей, поскольку это не принесет желанного результата.


О Сута Госвами! Ты — сведущий и чистый преданный Господа, ибо Личность Бога — главный объект твоего служения. Поэтому, пожалуйста, опиши нам игры Господа, которые выше всех материальных представлений, так как мы жаждем услышать о них от тебя. (Шримад Бхагаватам 1.18.15)

Тот, кто говорит о трансцендентных деяниях Господа, должен иметь только один объект поклонения и служения — Господа Кришну, Верховную Личность Бога, а слушающие такие беседы должны страстно желать услышать о Нем. Вести беседы о Трансцендентности очень благоприятно именно тогда, когда и рассказчик, и слушатели отвечают этим качествам. Профессиональные рассказчики и слушатели, поглощенные материальными заботами, не смогут извлечь из таких бесед реальной пользы. Профессиональные рассказчики устраивают показную бхагавата-саптаху ради обеспечения своей семьи, а материалистически настроенная аудитория слушает такие беседы бхагавата-саптахи ради какой-либо материальной выгоды: благочестия, богатства, удовлетворения чувств или освобождения. Такие беседы о Бхагаватам не свободны от осквернения материальными качествами. Но беседы между святыми Наймишараньи и Шри Сутой Госвами имеют трансцендентную природу. Они не преследуют никаких материальных, корыстных целей. Такие беседы доставляют безграничное трансцендентное наслаждение и слушателям, и рассказчику, и они могут длиться тысячи лет. Ныне бхагавата-саптахи длятся только семь дней, а как только представление кончается, и слушатели и рассказчик возвращаются к своей привычной материальной деятельности. Это происходит потому, что рассказчик — не бхагават-прадхана, а аудитория — не шушрушатам, как объяснялось выше. (Шримад Бхагаватам 1.18.15, комментарий Шрилы Прабхупады)

Если в этот процесс вовлекается духовная организация, то духовный процесс коммерциализируется, вырождаясь в «бизнес на духовности». Такое положение дел свидетельствует о нечистых мотивах тех, кто в этом участвует и не принесет духовного блага ни самим чтецам, ни продавцам, ни слушателям.

Для того, чтобы избежать ловушки коммерциализации, вайшнавы могут учреждать для целей создания видео, аудио, текстового и т.п. контента специальные издательства или фонды. Деятельность таких некоммерческих организаций должна быть прозрачной и полностью подотчетной обществу вайшнавов, возглавляться опытными, уважаемыми и финансово независимыми вайшнавами, а бюрократия в них сведена к необходимому минимуму. Такие издательства или фонды целенаправленно собирают пожертвования на создание цифрового контента (файлов) и как только необходимая сумма собрана, то первый в очереди на оцифровку файл, запускается в работу. Вайшнавы, которые принимают участие в записи таких произведений (чтецы, звукооператоры, видеооператоры и т.д.), если пожелают, могут получить в качестве пожертвования деньги и это должно быть именно разовым пожертвованием в разумных и заранее оговоренных пределах. После завершения работы над произведением, оно становится доступным для бесплатного скачивания для всех желающих. Права на этот контент принадлежат вайшнавам ИСККОН и распоряжается этим правом от имени вайшнавов учрежденное ими издательство или фонд.

Возможно, в некоторых странах, учитывая особенности менталитета и обстоятельств, целесообразно именно продавать цифровые файлы, однако это должно быть разумно обосновано для вайшнавского сообщества, также, как и цена на этот контент, также, как и последующее использование этих денег.

В таком виде процесс преданного служения становится чистым и гармоничным. Подобно полноводной Ганге, он стремительно несет свои воды сквозь возбужденные умы, мутные мотивы, разные страны и события, не оскверняясь ими, пока наконец не достигнет сладкого океана нектара чистого преданного служения Кришне.


Но преданное служение Верховному Господу, ведущее к вечной жизни в блаженстве и всеведении, называется высшей формой деятельности человека. Иногда, если к нему примешиваются низшие качества, оно оскверняется. Например, если человек обращается к преданному служению ради материальной выгоды, это, безусловно, создает препятствия на его пути к отречению. Отречение, или самопожертвование во имя высшего блага, бесспорно предпочтительнее наслаждения жизнью в болезненном состоянии. Такое наслаждение только усугубляет и затягивает болезнь. Поэтому преданное служение Господу должно быть качественно чистым, то есть полностью свободным от стремления к материальным наслаждениям.
(Шримад Бхагаватам 1.2.6, комментарий Шрилы Прабхупады)