Каждый из нас стремится к счастью, к тем вещам или отношениям, которые, как нам кажется, избавят нас от страхов и тревог, наполнят нас гармонией и оптимизмом. Что же это за состояние, которого мы все так хотим достигнуть?

В зависимости от уровня развития человека, он имеет разные представления о счастье. Кому-то кажется, что для его обретения достаточно купить новый компьютер или кроссовки, а кто-то едет на край Земли, чтобы помогать людям, попавшим в беду и счастлив, если ему это удается.

Мы все отчаянно стремимся обрести это состояние, зачастую даже не понимая, что именно мы хотим достигнуть. Виды счастья описаны в 14 главе Бхагавад Гиты «Три гуны материальной природы».

В зависимости от воздействия той или иной гуны (качества) материальной природы, человек находится под разным впечатлением о возможном счастье и совершает различные действия (или бездействует) чтобы его достичь.

Обусловленные материальной природой живые существа, делятся на несколько категорий. Их можно подразделить на счастливых, деятельных и беспомощных. Эти три психологических состояния определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. (БГ 14.6 комментарий)

Благость наделяет человека мудростью, отличающей его от тех, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным желаниям, и ему свойственна привязанность к материальным знаниям… Причина ощущения счастья, присущего таким людям, в том, что на уровне гуны благости человек понимает, что он более или менее освободился от бремени своих грехов. В Ведах говорится, что гуна благости, в отличие от других гун, приносит людям глубокие познания и делает их счастливыми. (БГ 14.6 комментарий)

А что же говорится насчет гун страсти и невежества?

Главным признаком гуны страсти является взаимное влечение мужчин и женщин. Женщину влечет к мужчине, а мужчину — к женщине. Это влечение называется страстью. И когда ее влияние возрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. У него появляется желание удовлетворять свои чувства. Ради удовлетворения чувств человек в гуне страсти жаждет всеобщего признания, мечтает о счастливой семейной жизни, о хорошей жене, послушных детях и собственном доме. Все это — результат влияния гуны страсти. Чтобы исполнить все свои желания, человеку приходится работать не покладая рук. (БГ 14.7 комментарий)

Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, теряет рассудок и вместе с ним способность отличать хорошее от дурного. Вместо того чтобы развиваться, такой человек деградирует. Веды характеризуют гуну невежества следующим образом: васту-йатхатмйа-джнанаваракам випарйайа-джнана-джанакам тамах — покрытые гуной невежества, люди лишаются способности понимать истинную природу вещей. (БГ 14.8 комментарий)

О сын Бхараты, гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти — корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия. (БГ 14.9)

Эти три качества природы действуют на нас в разных сочетаниях и находятся в постоянном движении, поэтому в зависимости от желаний души они по разному обусловливают ее. Кто-то хочет быть обусловлен преимущественно благостью, кто-то страстью, а кто-то невежеством.

В результате выбора нами того или иного сочетания гун природы, мы достигнем разного типа счастья и разного положения после оставления тела (смерти). Поэтому в интересах каждого человека развивать в себе качества, присущие благости и тем самым позаботится о своем счастливом будущем.

Гораздо лучше и безопаснее для нас находится в благости, развивая духовное знание и ограничивая свои материальные запросы.

Человек, находящийся под влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов. (БГ 14.14)

Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью, а оставляя тело в гуне невежества, попадает в царство животных. (БГ 14.15)

Людям жизненно необходимо читать такие книги, как Бхагавад Гита, чтобы понять положение, в котором они находятся, задать правильную систему координат и выбрать верное направление движения в своей жизни.

Сукхананда Дас
Истинный ариец, характер нордический, выдержанный. С товарищами по служению поддерживает хорошие отношения. Отличный спортсмен, женат, отмечен наградами, в порочащих связях не замечен.