Брахма Гаятри Мантра

Мантра Гаятри поется (гайати), она являет Божественный свет и Жизненную силу. Поскольку Гаятри - Савитри, дочь Солнца, то Она обладает силой озарить или просветить наш разум.

39
Брахма Гаятри Мантра

Из гимнов Сама-веды Я — Брихат-сама, а из поэтических размеров — Гаятри. Из всех месяцев Я — Маргаширша (ноябрь-декабрь), а из времен года — цветущая весна. (Бхагавад Гита 10.35)

В санскрите существуют определенные правила стихосложения, в которых рифма и размер стиха, в отличие от современной поэзии, никогда не бывают произвольными. Среди классических форм стихосложения самой знаменитой является мантра Гаятри, которую произносят все настоящие брахманы. Мантра Гаятри упомянута в Шримад-Бхагаватам. Поскольку Гаятри специально предназначена для постижения Бога, она является представителем Верховного Господа.

Мантра Гаятри дается тем, кто достиг достаточно высокой ступени духовного развития и повторяя ее должным образом, человек поднимается на духовный уровень и постигает Господа. Прежде чем начать повторять мантру Гаятри, необходимо обрести брахманские качества — качества, которые, в соответствии с законами материальной природы, присущи человеку в гуне благости.

Мантра Гаятри играет очень важную роль в человеческом обществе и считается звуковым воплощением Брахмана. Первым ее получил Брахма, и от него она передавалась по цепи духовной преемственности. (Бхагавад Гита 10.35, комментарий)

Слог ОМ, три вьяхрити и савитри (Брахма Гаятри) — эти пять видов брахма-ягьи (жертвоприношений Вед) ежедневно очищают брахмана от греха. (Баудхайана-дхарма-сутра 2.5.8.13)

тат савитур варенйам
бхарго девасйа дхимахи
дхийо йо нах прачодайат

Мы медитируем на превосходнейшее сияние Господа, Савиты. Пусть оно побудит наш разум к действию. (Риг Веда 3.62.10)

Когда Кришна начал играть на Своей флейте, эта сладкая звуковая вибрация вошла в ухо Брахмы как ведическая мантра ОМ. Состоящая из трех букв — А, У и М — мантра ОМ описывает наши  взаимоотношения с Богом (самбандха), деятельность,  благодаря которой мы можем достигнуть совершенства любви (абхидейа) и истинную духовную любовь (прайоджана).

Когда звуковая вибрация флейты Кришны сошла с уст Брахмы, она стала мантрой Гаятри. Так, под воздействием звуковой  вибрации флейты Кришны, Брахма, первое живое существо этого материального мира, был посвящен в брахманы.

Первой мантрой является пранава ОМ. Веды прославляют ОМ, как источник происхождения Вед и всего творения. Поэтому с  ОМ начинаются все ведические мантры. ОМ распространяется во «вйахрити» (БХУР, БХУВАХ, СВАХ), которые указывают на все проявленное в творении. Далее «вйахрити» распространяются в Брахма-Гаятри мантру, а Гаятри, в свою очередь, расширяется во все Веды.

Объединенные пранава ОМ, вйахрити и Брахма-Гаятри являются сутью Вед и наиболее могущественными из мантр. В  ведической культуре чтение этих мантр с незапамятных времен считается основополагающим в процессе духовного возвышения.

Вйахрити были созданы в начале творения и представляют семь планетных систем: Бхур, Бхувах, Свах, Махах, Джанах, Тапах и Сатйа локи. Вйахрити обозначают не только семь миров, но и семь уровней сознания, с которыми соединяются в процессе медитации.

Поскольку слоги БХУР БХУВАХ СВАХ были когда-то призваны самим самосущим Господом Брахмой, чье тело состоит из чистого знания, то они стали известны под названием ВЙАХРИТИ. (Курма Пурана)

Господь Брахма, душа вселенной, наделенный гуной страсти, по Моей милости и благодаря силе своей аскезы создал три вида планет – Бхӯр, Бхувар и Свар, вместе с их повелителями. (Шримад Бхагаватам 11.24.11-12)

Повторив вначале слог ом и сразу после него – вьяхрити, нужно повторить савитри-мантру (Брахма Гаяатри), с сконцентрированной верой. Вечные слоги бхур, бхувах̣, свах возникли в прошлые времена. Они есть великие вьяхрити, устраняющие все неблагопритяное. Эти священные слоги вьяхрити представляют собой по очереди: материальную энергию, Верховного Господа и время, Брахму, Вишну и Шиву, благость, страсть и невежество. Слог ОМ – это Верховная Абсолютная Истина и савитри-мантра также является Ею, нетленной истиной. Эта мантра, о удачливый, является сутью самой сути. (Курма Пурана 2.14.51-54)

Господь Брахма, повелитель всех существ, выдоил из трех Вед три буквы А, У, М и три священных слога БХУР БХУВАХ СВАХ. (Ману Смрити 2.76-77)

Говорится, что помимо семи планетных систем, вйахрити БХУР, БХУВАХ, СВАХ, которые читаются в начале Брахма Гаятри, представляют семь Сапта-риши (великих мудрецов): Вишвамитру, Джамадагни, Бхарадваджа, Гаутаму, Атри, Васиштху и Кашйапу. Таким образом БХУР, БХУВАХ и СВАХ описывают совокупность всех уровней существования во вселенной, которые исходят из Верховной и изначальной причины всего сущего.

Мы повторяем мантру Гаятри: ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ. Выше планетной системы Бхулоки  располагается Бхуварлока и выше нее — Сваргалока, система райских планет. Савита, Бог Солнца, контролирует все эти  планетарные  системы. Повторяя Гаятри мантру сразу после восхода солнца, человек поклоняется тем самым Богу Солнца. (Шримад Бхагаватам 5.1.31, комментарий)

ВАРЕНЙАМ (прилагательное, относящееся к слову «бхарго») — означает «достойный похвалы», «достойный поклонения» или  «лучший среди всех личностей, которые должны быть найдены или выбраны всеми людьми». Другими словами, среди всех вариантов ОН — лучший вариант. ВАРЕНЙАМ означает Господа Вишну, конечную цель и прибежище для всех. Он не только  находится выше всех светящихся объектов этой вселенной, Его Божественное свечение и является самим источником света в творении.

БХАРГО означает «сверкающий», «исполненный жизни и энергии». Оно указывает на независимый, самосветящийся  объект. Бхарго означает самопроявленный свет, всегда абсолютно чистый, находящийся вне материального мира и вечно наделенный сознанием. Бхарго относится также к слову «брахма», которое означает «вне материального осквернения, обладающий всей силой и знанием».

ДЭВАСЙА относится к личности, которая является Божественной по своей природе, светящейся и трансцендентальной по отношению к материальному миру. Другими словами, ДЭВАСЙА указывает на Верховную Личность Бога — Шри Вишну или Шри Кришну.

ДХИМАХИ — достигать или медитировать. Оно происходит от корня «дхи» — удерживать. ДХИМАХИ означает: Я медитирую на тот верховный светящийся источник могущества, чтобы освободиться и достигнуть Его. Слово ДХИМАХИ означает  рассматривать нашу деятельность в связи с Господом, а именно закрепить на Нем наш ум.

ДХИЙО ЙО НАХ — слово «нах» означает то, что наш «будхи» (разум) вдохновляет нас сделать хорошую работу. Изначально Господь Вишну вдохновляет каждое живое существо. 

ПРАЧОДАЙАТ — Просветит! или Озарит!


Пусть Господь Вишну, проявленный как Солнце, сделает так, чтобы мой ум пребывал в Его божественном Я во всех действиях и во все времена!

Давайте медитировать (дхимахи) на Парабрахман (тат), который является причиной всех причин (ом) и разрушителем всех проявлений во вселенной (бхур, бхувах, свах). Будучи независимым источником всех энергий и жизни (бхарго), Он является светящейся (девасйа) Сверхдушой Солнца (савитур). Давайте использовать наш разум (прачодайат) для того, чтобы достигнуть  трансцендентного мира.

Необходимо медитировать на Господа Нараяну (Сурйа Нараяну), украшенного серьгами, диадемой, браслетами и держащим раковину, диск, лотос и булаву в Своих четырех руках, восседающим на троне-лотосе в центре планеты Солнце.